MultiJet – дизельные технологии будущего

   

Экономичный, высокопроизводительный, мощный и сегодня уже совсем нешумный. Полный набор достоинств. А есть ли недостатки?

MultiJet – общее название второго поколения турбодизельных двигателей, оснащенных системой непосредственного впрыска топлива Common-Rail. Что же представляют собой это поколение моторов, один из которых был признан «Двигателем года» в Европе?

 

Но немного истории. В 1986 году компания Fiat представила Croma JDi – один из первых в мире легковых автомобилей, оснащенных дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива. Это было знаковое событие в мире автостроения. Ведь подобный силовой агрегат, несмотря на свои преимущества (производительность, экономичность, высокий крутящий момент), долгое время абсолютно не ассоциировался с «легковушкой». Из-за сильных вибраций и шума эти моторы устанавливались исключительно на коммерческую и военную технику.

Борьбу с шумом и вибрациями дизельного двигателя можно было вести в двух направлениях. Первый – простой и очевидный путь: отгородить моторный отсек от салона автомобиля звукоизоляционными материалами и установить двигатель на специальных опорах, которые бы поглощали вибрацию.

 

Второй путь был гораздо более трудоемок и длителен. Необходимо было изменить рабочий процесс, протекающий в двигателе, и усовершенствовать конструкции системы непосредственного впрыска топлива. Но именно это непростое направление для движения вперед было выбрано инженерной группой Fiat. Только на усовершенствование дизельного двигателя Fiat Croma понадобилось более трех лет. И это с учетом активного участия в разработке проекта специалистов фирм Magneti Marelli и Elasis.

 

На следующем этапе к работам присоединились специалисты Bosch, одной из ведущих компаний в области систем топливоподачи дизельных двигателей. Целых четыре года ушло на подготовку производства, и лишь в 1994 году дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива системы UniJet начали устанавливаться на автомобили компаний, входящих в Fiat Group.

 

Позднее стало ясно, что, несмотря на свои выдающиеся характеристики, дизельные двигатели Unijet – всего лишь промежуточный этап куда более амбициозной программы итальянского автоконцерна. В Fiat понимали, что без кардинального улучшения потребительских качеств – увеличения мощности и динамических характеристик, снижения расхода топлива и токсичности выхлопа – дизеля Unijet безнадежно устареют уже через 7-8 лет. Поэтому искали новую оригинальную идею – ею стала разработка революционной системы топливоотдачи аккумуляторного типа Common-Rail, которая была представлена в 1997 году. И только предложенный в том же году компанией Mitsubishi  первый в мире бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива не позволил разработке Fiat Group стать лучшей новацией в области автомобилестроения.

 

И все же не менее выдающаяся инновация Fiat не осталась неиспользованной. Первый двигатель системы Common-Rail с низким уровнем шумов и вибраций (уровень был сопоставим с бензиновыми двигателями), имеющий большой запас мощности был установлен на автомобиле Alfa Romeo 156JTD. Новые моторы значительно превосходили по многим показателям дизеля, оснащенные предварительной камерой сгорания, поэтому вскоре двигатели с Сommon-Rail стали устанавливаться на все модели концерна Fiat. Показатели динамики улучшились на 12% с одновременным снижением расхода топлива до 15%. Это были отличные показатели!

 

Несмотря на это, двигатель JTD не был безупречным с технической точки зрения. Применяемая в нем двухклапанная система газораспределения не давала возможности раскрыться всем преимуществам технологии Common-Rail. Ведь электронное управление впрыском системы Common-Rail позволяет многократно дробить фазу впрыска горючего. А в дизельном двигателе JTD таких фаз было всего две. При первом «пилотном» впрыске небольшого количества топлива происходил разогрев камеры сгорания и она подготавливалась к приему основной части горючего. Но большее дробление фазы впрыска дало бы возможность увеличить мягкость и чистоту сгорания топлива, и, как результат, получить улучшение мощностных, экономических и экологических показателей двигателя.

 

В 2002 году, по прошествии 5 лет кропотливого труда, на Парижском автосалоне инженерной группой Fiat был презентован уже 16-клапанный дизельный двигатель 1,9JTD с системой непосредственного впрыска топлива Multijet, основанной на принципе Common-Rail.

 

В системе Multijet также используется электронное управление топливными форсунками, но программное обеспечение позволяет разделять общий впрыск на большое количество частей. Это позволяет достичь более малошумного сгорания, сокращения вредных выбросов и повышения рабочих характеристик. При этом количество этапов впрыска определяется результатами контроля температуры и давления внутри камеры сгорания и режимом работы двигателя (холодный запуск, интенсивный разгон и др.).

 

Следующим этапом развития Multijet стал силовой агрегат 1,3Mjet, в 2005 году получивший титул «Международный двигатель года» в категории двигателей объемом от 1,0л до 1,4л. Главным преимуществом этого дизельного двигателя является чрезвычайно компактный размер. Конструкторам Fiat удалось разместить 1248см3 рабочего объема в габаритах 46х50х65 см, при том что двигатель оснащен системами рециркуляции выхлопных газов и турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Вместе с тем удалось еще более уменьшить уровень шума и вибрации, значительно снизить потребление топлива и уровень выброса вредных веществ.

 

Но останавливаться на достигнутом – не в привычках Fiat. Последовавшие в последнее время усовершенствования системы турбонаддува (в частности, появление турбокомпрессора с переменной геометрией) и системы рециркуляции выхлопных газов позволили в 2009 году представить еще более прогрессивную и инновационную топливную систему Multijet II.

Значительный опыт и высокий технический уровень Fiat Group в области разработки систем топливоотдачи, позволяет итальянскому концерну сегодня предлагать автомобили, которые оснащены востребованными в наше время экономичными и высокопроизводительными дизельными двигателями!

MultiAir – бензиновая революция MultiAir – бензиновая революция

Принципиально новая технология - расход топлива в бензиновых моторах MultiAir снижается на 10%, а мощность, наоборот, увеличивается на 10% по сравнению с традиционными двигателями.

Бензиновый двигатель T-Jet Бензиновый двигатель T-Jet

Отличные динамические характеристики при низком потреблении топлива, максимальный крутящий момент при минимальных оборотах двигателя.

MultiJet – дизельные технологии будущего MultiJet – дизельные технологии будущего

Экономичный, высокопроизводительный, мощный и сегодня уже совсем нешумный. Полный набор достоинств.

ГБО - экономная альтернатива ГБО - экономная альтернатива

Переход на газ выгоден не только с точки зрения экономии денег.

Постановка автомобиля на учет в МРЭО Постановка автомобиля на учет в МРЭО

Одним из важнейших этапов в жизни автомобиля является его постановка на учет в МРЭО.

Преимущества FIAT Преимущества FIAT

Автомобили итальянских марок из года в год получают авторитетнейшие награды мирового автопрома.

Покупка автомобиля в автосалоне Италавто Центр Покупка автомобиля в автосалоне Италавто Центр

Минимум документов, оплата на банковский счет без комиссий, оперативность оформления.

Страны сборки автомобилей FIAT Страны сборки автомобилей FIAT

Слышал, что в России начали производить автомобили FIAT. Поставляются ли эти автомобили в Украину?

Abarth – специальное подразделение FIAT Abarth – специальное подразделение FIAT

Каждый автомобиль с эмблемой Abarth – это фурор на авторынке. Спортивные, мощные, эксклюзивные – они покоряют с первого взгляда