Итальянец, изменивший Италию

Итальянец, изменивший Италию

   

25.03.2013

Если бы Джованни Аньелли не заинтересовали в свое время «самодвижущиеся повозки», кто знает, каков бы был сегодня итальянский, да и мировой автопром. Но за свой успех он заплатил самым дорогим…

 

Конец 19-го века был интересным временем. В марте 1886 года Готтлиб  Даймлер и Вильгельм Майбах привезли к дому карету, на которую был установлен двигатель мощностью 1,5 л.с. и ременная передача к колесам. Это был подарок жене Даймлера и одновременно первый четырехколесный самодвижущийся  экипаж. Передвигаться на самоходном устройстве можно было со скоростью 16 км/час! Через два года - в 1888 – смелая фрау Берта Бенц проехала на другом самоходном транспортном средстве, которое создал ее муж, Карл Бенц, 100 километров – неслыханное по тем временам расстояние для транспорта, которое управлялось человеком. Наступала эра автомобилей…

 

В это время в Италии Джованни Аньелли, которому было «чуть за двадцать», служил в кавалерийских войсках. Казалось, карьера военного – это то, что нужно молодому отпрыску из знатной итальянской семьи. Но спустя несколько лет Джованни сделал судьбоносный в последующем для всей автомобильной промышленности шаг – оставил службу и решил заняться бизнесом. Его привлекали автомобили, и он был убежден, что именно за этим бизнесом будущее. Но его уверенность отнюдь не разделяли ни близкие, ни банкиры, не желавшие давать ссуду на такую рискованную авантюру.

 

Да будет FIAT

 

 

Но упорства и дара убеждения Джованни было не занимать. Он нашел и партнеров, и банкиров, которые профинансировали его затею. И в итоге 11 июля 1899 года родилось «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino»), ныне известное как FIAT (Fabbrica Italiana Automobili Torino). Кстати, в переводе с латыни «fiat» означает «да будет». И можно сказать, что именно FIAT сказал «да будет» итальянскому автопрому!

 

В Турине в это время  уже работало несколько автомобильных мастерских, но FIAT удалось медленно, но уверенно обойти конкурентов. И все благодаря Аньелли, его менеджерскому таланту, деловой хватке и умению разбираться в людях. Взять, к примеру, конструкторскую фирму братьев Чейрано, которая разрабатывала автомобиль собственной конструкции. Запустить в производство свое изобретение у Чейрано не было денег, а Аньелли средства раздобыл и выкупил мастерскую целиком. Это принесло ему не только чертежи автомобиля, но и ценного работника – молодого бухгалтера Винченцо Лянча. Ведь именно Аньелли разглядел в 19-летнем пареньке талантливого конструктора и предложил забросить финансовые отчеты и развивать свой инженерный дар.

 

Уже в конце 1899 года были собраны первые 8 автомобилей марки FIAT. Модель Corso Dante 35 с установленным сзади двигателем мощностью 3,5 лошадиных сил более напоминала конный экипаж – но это было только начало. А через год – в 1900 году – на базе мастерской открылся первый завод FIAT, на котором трудилось около 150 рабочих и которые за год собрали 24 автомобиля. Первые автомобили «заводской сборки» оснащались 679-кубовым двигателем мощностью 3,5 л.с. и разгонялись до 35 км\ч.

 

Мог ли тогда Джованни Аньелли подумать, что через сто с лишним лет его компания будет владеть такими известными во всем мире брендами как Maserati, Ferrari, Alfa Romeo, Lancia, Abarth, Chrysler, Jeep, Dodge, Mopar и другие? Что машины его концерна 12 (!) раз будут становиться «Автомобилями года» и этот рекорд не будет побит ни одним автопроизводителем! Что его компания за 100 с небольшим лет выпустит около 80 млн автомобилей! Что в компании будет работать около 200 тысяч людей в 61 стране мира!

 

Вряд ли Джованни мечтал о таких масштабах, но его энтузиазм и вера в автомобильное будущее заряжала всех, кто работал с ним. Он интересовался всем – новыми разработками, маркетингом, искусством управления людьми, сам участвовал в испытаниях новых автомобилей и даже в гонках. Кстати, первая победа автомобиля FIAT на гонках случилась в 1902 году, и в этом же году Джованни был назначен исполнительным директором компании.

 

Новые возможности, новые рынки

 

Аньелли не стоит на месте – когда в 1903 году в Италии отметили тариф на импортную сталь, Джованни увидел в этом новые возможности. Он убеждает компаньонов кроме легковых автомобилей наладить выпуск автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов. Под каждое направление создавалось отдельно предприятие. В 1908 году FIAT открыл филиал в Америке, затем организовал экспорт продукции во Францию, Австрию, Великобританию и Австралию, а в 1912 году начал серийное производство.

 

Причем «фиатовские» автомобили впервые были оснащены аккумуляторами и изобретением конструкторов компании – карданной трансмиссией. Благодаря такой активности, всего за 10 лет Аньелли почти в 20 раз увеличил уставной капитал компании – до 14 млн лир и вывел FIAT не только в итальянские, но и европейские лидеры. Он же одним из первых понял, что каждой модели необходим свой облик, разрабатывать который должен художник-стилист. И вскоре фирменным знаком «фиатовских» автомобилей стал дизайн – итальянцы прославились как производители самых красивых машин.

 

А потом была война…

 

Первая мировая… Для компании, которая выпускала самолеты, грузовики, санитарные автомобили и даже оружие – это был период постоянных правительственных заказов. FIAT практически монопольно обеспечивал итальянскую армию транспортом и оружием, параллельно открывая для себя все новые и новые области. Во время войны FIAT выпускает первый авиационный двигатель, трактор, добивается успехов в железнодорожной отрасли, производя паровозы и локомотивы.

 

Но в FIAT не забывают и о первоистоках – выпуске легковых автомобилей. Еще во время войны компания начинает строительство завода в Лингатто – одном из районов Турина. Суперсовременный завод с конвейерным производством заработал в 1922 году и стал крупнейшим в Европе: цеха и конструкторские мастерские располагались на пяти этажах, а на крыше здания была построена… километровая испытательная трасса. Итальянские газеты запестрели заголовками: «Под боком у Всевышнего!».

 

Но Бог не смог защитить Аньелли от… своих же рабочих. Хотя Джованни слыл сторонником социалистических идей и делал очень многое для улучшения условий труда и жизни рабочих, пролетарии Турина, подстрекаемые лидером коммунистов Пальмиро Тольятти, потребовали от Аньелли отставки. И в 1921 году основатель FIAT покинул компанию, предоставив рабочим управлять компанией. Это был верный тактических ход – через несколько месяцев на крупнейшем итальянском заводе царил хаос, производство было практически остановлено. В итоге пролетарии написали письмо Аньелли, где просили его вернуться на завод.

 

Автомобили, ставшие народными

 

И наступила новая эра FIAT. Италия восстанавливалась после войны, строились хорошие дороги и спрос на легковые автомобили стал стремительно расти. FIAT, сориентировавшись в ситуации, предложил итальянцам небольшие и недорогие автомобили, ставшие народными.

 

В 1934 году вышел FIAT 508 Balilla с 20-сильным двигателем, позволявшим разгоняться до 85 км\ч. Благодаря тому, что эта модель была запущена в массовое производство, создателям удалось добиться хорошей цены – 10000 лир, что было втрое ниже, чем у предыдущих автомобилей. В народе машину называли Tariffa minima («Минимальный тариф») из-за низкого расхода топлива. Из-за экономичности и неприхотливости автомобиля был очень популярен – FIAT произвел более 100 тысячи экземпляров Balilla.

 

А уже в 1936 год появляется легендарная малолитражка FIAT 500 Topolino («Мышонок»). Эта модель была еще меньше, еще дешевле, чем Balila, комплектовалась 0,6-литровым 13-сильным двигателем и также разгонялась до 85 км\ч. Автомобиль, стоивший всего 8900 лир, стал народным автомобилем не только в Италии, но и в других странах Старого Света. В течение 20 лет практически без модернизации было выпущено более полумиллиона Topolino.

 

Плата за успех

 

Чем выше был успех детища Аньелли, тем страшнее была цена, которую ему пришлось за это заплатить. В 1935 году погибает единственный и горячо любимый сын Джованни – Эдуардо. Аньелли готовил сына в свои преемники и был уверен, что оставит компанию в надежных руках. Ведь Эдуардо обожал автогонки, сам испытывал истребители и бомбардировщики, выпускаемые предприятием отца. Но любовь к небу и погубила Эдуардо – самолет, которым он управлял, неожиданно ушел в штопор и разбился. Через год в автомобильной катастрофе погибла жена Эдуардо. На руках у Джованни Аньелли остались трое внуков и четверо внучек. Но особые надежды дед возглавлял на своего младшего внука, который был назван в его честь. Джованни-младший, или как его чаще называли Джанни, еще оставит свой большой след в истории FIAT, но это будет потом, через 20 лет после смерти деда.

 

 

А пока Джованни-старший растил внуков, расширял свое производство. Когда к власти в Италии пришел Муссолини, Аньелли оказался между двух огней. С одной стороны он активно поддерживал итальянское движение Сопротивления, с другой стороны понимал – без сотрудничества с правящим режимом его компании не выжить. В 1943 году режим Муссолини пал, а Комитет национального освобождения обвинил Аньелли в сотрудничестве с режимом Дуче и отстранил Джованни от руководства компанией. Так Аньелли второй раз потерял FIAT – созданная им империя на несколько десятилетий перешла фактически под контроль государства. Позже, в 60-х годах, FIAT вновь стал бизнесом семьи Аньелли, но это уже совсем другая история…

 

А Джованни не смог жить без любимого дела – он умер через несколько месяцев после вынужденной отставки. Но на память о себе оставил величайшую итальянскую корпорацию и звание самого выдающегося предпринимателя Италии первой половины XX века.

Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio: старт продаж Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio: старт продаж

14.11.2017 Stelvio Quadrifoglio - лучшее выражение итальянского дизайна и уникальных технологий Alfa Romeo – официально поступает в продажу

Дизельный Tipo по специальной цене! Дизельный Tipo по специальной цене!

10.11.2017 Компания «Италавто» сообщает о старте продаж автомобилей Fiat Tipo с дизельным двигателем 1,3MJet по спеццене от 389 900 гривен!

Новые акции в «Италавто»! Новые акции в «Италавто»!

07.11.2017 5 моделей Fiat в ноябре будут продаваться со значительной скидкой!

Cinquecento из серебра Cinquecento из серебра

01.11.2017 Итальянский государственный монетный двор выпустил оригинальную серебряную монету, посвященную 60-летию культового Fiat 500

Акция в «Италавто»: опции в подарок! Акция в «Италавто»: опции в подарок!

25.10.2017 С сегодняшнего дня в салоне «Италавто» вы имеете возможность приобрести Fiat Tipo на акционных условиях