Витторио Яно: искусство создавать моторы

Витторио Яно: искусство создавать моторы

   

15.08.2014

Даже если бы итальянский конструктор Витторио Яно не создал ничего, кроме 8-цилиндрового рядного двигателя для Alfa Romeo P2, он все равно вошел бы в историю как автор шедевра инженерной мысли

 

Родился Витторио в 1891 году в местечке Сан-Джорджо-Канавьезе неподалеку от Турина, в семье венгерских иммигрантов. В 18 лет молодой человек начал свою инженерную карьеру в автомобильной компании Ceirano, а уже через два года был приглашен на роботу в Fiat.

 

В 30 лет Яно становится руководителем инженерной группы Fiat и в этот же период происходит судьбоносная встреча – он знакомится с Луиджи Бацци – тест-пилотом Alfa Romeo. Именно Бацци предложил своему руководству пригласить на должность главного инженера Alfa Romeo Витторио Яно из компании Fiat, которая уже в те времена имела репутацию «кузницы» инженерных талантов.

 

Опыт, порученный в Fiat, позволил Витторио создать выдающийся рядный 8-цилиндровый двигатель для автомобиля Alfa Romeo P2. Конструктивная простота мотора в сочетании с инновационным двойным газораспределительным механизмом и двумя рядами клапанов на цилиндр являлась ярким примером инженерной мысли Alfa Romeo.

 

Новый двигатель - новые победы

 

 

Уже в 1925 году команда Alfa Romeo выиграла первый мировой чемпионат по Гран-при. Опередив Fiat, Alfa Romeo стала ведущим итальянским производителем гоночных автомобилей. Яно также принимает участие в разработке легковых моделей миланской фирмы. Но по-настоящему его инженерный талант мог раскрыться только в создании двигателей для спортивных автомобилей.

В те годы победы команды Alfa Romeo стали предметом национальной гордости итальянцев. Известен случай, когда в ходе Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршам местная команда Delage по техническим причинам была вынуждена снять с участия в соревнованиях все свои автомобили. После этого преимущество итальянской команды стало настолько безоговорочным, что, по приказанию Яно, во время пит-стопа автомобили были не только заправлены, но и вымыты, а гонщики команды Аскари и Кампари не спеша перекусили на глазах зрителей и конкурентов. После этого болиды вернулись на трассу и с легкостью одержали победу.

В это время Витторио Яно начинает сотрудничество с инженером Стефано Сомацци в разработке топливных систем для гоночных моторов. Стефано Сомацци работал инженером в генуэзском отделении компании Shell Italiana. Их сотрудничество принесло свои плоды, когда они нашли пропорцию смеси топлива и спирта, что позволило снизить рабочую температуру силового агрегата и решить проблему опережения зажигания.

Известным фактом также является сотрудничество Яно с Фердинандом Порше. Итальянец принимал участие в разработке авиационных двигателей, и также двигателей для грузовиков и автобусов.

 

Победа на глазах у Гитлера

 

Следующим шедевром конструктора была Alfa Romeo P3 Monoposto – одноместный гоночный автомобиль. Двигатель Monoposto представлял собой два четырехцилиндровых блока, на каждый из которых был установлен свой нагнетатель. Основным преимуществом двигателя был высокий крутящий момент, передаваемый на задние колеса через двойной карданный вал. Также автомобиль имел инновационную по тем временам подвеску и небольшой вес – всего 737 килограммов.

Alfa Romeo P3 Monoposto, за рулем которых были великие Нуволари и Карачиолла, одержали победы в пяти крупных турнирах 1932 года. Именно на этом автомобиле Нуволари победил лидеров гонки немецкие Mercedes и Auto Union на Гран-при Германии на Нюрбургринге в 1935 году на глазах у самого Адольфа Гитлера. Эта победа считается величайшей победой Нуволари всех времен.

 

Трагедия ценою в жизнь

 

 

В 1937 году, после смерти Винченцо Лянча, Витторио Яно возглавляет инженерный отдел компании Lancia. Под его руководством начинается разработка автомобиля для серии Гран-при. В 1954 году был представлен автомобиль Lancia D50, но уже в следующем году неудача Альберто Аскари и катастрофа в Ле-Ман поставили крест на планах компании по участию в Гран-при.

В 1955 году Яно переходит в Ferrari, где, при участии Дино Феррари, прямо перед гонками модернизирует устаревшие двигатели V6 и V8. Уже после смерти Дино созданный ими V6 станет основным мотором для первых дорожных Ferrari 206 Dino с центральнорасположенным двигателем.

Но все достижения и победы затмила трагедия - в 1965 году Витторио Яно потерял своего единственного сына. Это стало причиной тяжелой болезни, которая послужила причиной его самоубийства в том же году в Турине.

Fiat 500X Sport: мощность, скорость и итальянский стиль Fiat 500X Sport: мощность, скорость и итальянский стиль

08.11.2019 Топовая версия обновленного итальянского кроссовера 500X Sport – отличный вариант для тех, кто живет активно и ярко!

Новый Abarth - всего 1949 экземпляров Новый Abarth - всего 1949 экземпляров

29.10.2019 Новый Abarth 695 70°Anniversario special edition был представлен в октябре на Abarth Days, крупнейшем собрании поклонников марки Скорпиона в Европе

Fiat Tipo Street – в салоне «Италавто»! Fiat Tipo Street – в салоне «Италавто»!

25.10.2019 Версия Street, завоевывающая все большую популярность в Европе, теперь и в Украине

Выгодное предложение Выгодное предложение

11.10.2019 Скидка от 5 000 до 25 000 гривен на автомобили Fiat и Fiat Professional в салоне «Италавто»!

Зимняя резина в подарок от ITALAUTO! Зимняя резина в подарок от ITALAUTO!

04.10.2019 «Италавто» сообщает о начале ставшей традиционной акции – при покупке автомобиля каждый клиент получает комплект зимней резины в подарок!